Главная страница
Контакты Поиск Обратная связь ПетрГУ на карте
Структура Деятельность Общая информация Документы Новости Объявления Студентам Абитуриентам


Система мониторинга - система качества

Что такое "Менеджмент качества"?

Как идет работа над качеством образования в России?

Как идет работа над качеством образования в ПетрГУ?

Что нового ?

Интернет-ресурсы

Где учиться ?

Наши публикации

Электронная библиотека по качеству образования и управления

Контакты



Наши партнеры

Качество и образование - СПбГЭТУ ЛЭТИ






Почему университеты России стали заниматься менеджментом качества? (до 2009 года)

Снижение качества высшего образования в России в течение 15 перестроечных лет стало реальной угрозой национальной безопасности. Мир и Россия находятся в начале становления информационного общества, когда ведущей деятельностью человека становится деятельность интеллектуально-духовная.
Информационное общество требует от человека постоянной работы ума, освоения накопленных человечеством знаний и производства новых. Эта реальность вызвала резко возросший в последнее время спрос на высшее образование – сегодня 80% выпускников российских школ собираются поступать в вузы.

Одновременно эта общемировая тенденция перехода от индустриального общества к информационному в нашей стране совпала с резким кардинальным сломом советской системы общественного устройства. В итоге наша страна попала в ситуацию «Чтобы тебе жить в эпоху перемен»: отечественный дикий капитализм в мировых условиях нарождающегося информационного общества. Получается, что Россия, занимаясь решением своих внутренних проблем, в каком-то смысле поставлена сегодня перед необходимостью решать сверхзадачи, когда опыт других стран возможно только учитывать, но изобретать свои модели приходится неизбежно.
Объемы инвестиций в образование, квалификация преподавателей, качество абитуриентов, содержание образования – это главные факторы, определяющие качество образования. Очевидно, что все перечисленные сферы серьезно пострадали за годы перестройки и после нее. (Например: высшее образование в России финансируется приблизительно наполовину от объемов конца 80-х годов. Доля расходов на высшее образование составляет в России 0,66% от ВВП (в европейских странах в связи с Болонским процессом это 2,5-3% от ВВП).

Противоречие – мощный источник динамических сил и развития. Максимальное напряжение тех противоречий, которые порождают одновременное становление капитализма и информационного общества, проходит в России по линии даже не науки, а высшего образования, поскольку здесь к огромной разнице между интеллектуально-духовным уровнем тех, кто работает в университетах, и материальным уровнем жизни, на который они себе «зарабатывают», находясь в условиях жесткой эксплуатации, добавляется острая потребность молодежи, т.е. будущего, с которым они непосредственно встречаются, в качественном образовании.

Менеджмент качества сегодня – это самые последние наработки современного менеджмента. Поскольку университеты, как правило, вбирают в себя интеллектуальную элиту регионов, эта элита способна в той или иной степени (в зависимости от конкретного коллектива конкретного университета) освоить технологии современного менеджмента, а в результате оптимально организовать работу «предприятия особого типа – университета» и привлечь необходимые ресурсы. Успех здесь опять же зависит на 90% от качества человеческих ресурсов университета.

Работа над качеством образования может включать в себя многие составляющие. Одна из важнейших – качественное управление вузом. Задача применения технологий менеджмента качества в высшем образовании сегодня заключается в том, чтобы через качественное управление влиять на качество образования. Понятно, что только грамотным управлением работа над качеством образования не исчерпывается, но управление может направить имеющиеся ресурсы университета для решения главной задачи. Для этого необходимо проанализировать ситуацию в университете и наметить пути для улучшений по следующим ключевым факторам: (см.прицепленный файл ниже).

Университеты России стали работать с технологиями менеджмента качества с конца прошлого века. Сначала это были технические вузы, которые сегодня занимают лидирующие позиции в этой сфере. В конце 2005 года группа университетов-лидеров в области систем качества (СПбГТУ «ЛЭТИ», Томский политехнический университет, МИСиС, «Станкин») по заданию федеральных структур и на основе собственного практического опыта разработала типовую модель системы качества для высшего образования, которая сейчас будет проходить апробацию в ряде университетов. Нашему университету предложили войти в состав группы вузов по апробации этой модели.




Rambler's Top100 © ПетрГУ, 1995-2015
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Редакционный отдел: redactor@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 216, 71-32-62
Техническая поддержка: websupport@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 132, 71-96-91